Ситуация на российском рынке металлочерепицы

Аналитика рынков

Специалисты оценивают объем рынка металлочерепицы в пределах 110-115 млн.м2 в год. Несмотря на то, что цифра весьма приблизительна (в России не существует статистической аналитики, которая позволила бы выделить из всего объема произведенного проката именно металлочерепицу, поэтому исследования базируются по данным торгово-производственных компаний), эксперты уверенно заявляют о растущем с каждым годом спросе на металлочерепицу в пределах 15-22%.

Причины такой популярности:

  • возможность облегчить конструкцию кровли из-за малого веса металлочерепицы (5-6 кг на м2);
  • сравнительно небольшие затраты на доставку, укладку и ремонт;
  • легкость монтажа;- высокие эксплуатационные характеристики (гарантия производителя – 20 лет, срок службы ориентирован на 40-45 лет);
  • эффектный внешний вид, высокая стойкость против коррозии.

Из недостатков – высокая шумность и теплопроводность, характерная для всех металлических изделий.

До мирового финансового кризиса, затронувшего и строительную, и металлургическую сферы, прирост производства составлял 30-50% в год. Нужно отметить, что даже снижение в 2008-2009 г (до 20% объемов производства) было кратковременным, и по показателям последних лет объемы вернулись к докризисным. (рис. 1)

В 2011-2012 был отмечен незначительный спад производства, связанный с кризисными явлениями на европейском и мировом металлургическом рынке, за которым должен последовать прогнозированный аналитиками подъем в 2013-2015 гг в связи с целевой программой инвестирования строительного рынка правительством РФ.

Обзор сырьевого рынка и производителей

Рынок металлочерепицы создавался с 90-х годов усилиями импортных поставщиков (преимущественно, финских, германских и шведских). На сегодняшний день практически вся металлочерепица в России – отечественного изготовления. Её производят заводы, оснащенные современным оборудованием по профилированию стали.

Сырье для металлочерепицы – рулонная оцинкованная сталь толщиной листа 0,4-0,55мм отечественного или заграничного производства. Российские комбинаты выпускают сталь с полиэстеровым покрытием. Сырье с более прочным и светостойким полиуретановым слоем (пурал, пластизол) — только импортного производства (один из лидеров – финский концерн Ruukki).

Основные производители сырья для изготовления металлочерепицы: Россия (Северсталь, Липецкий, Магнитогорский комбинаты), Англия (Corus), Финляндия (Ruukki), Бельгия (Arselor).

По мнению экспертов, лидерство на рынке производства металлочерепицы выражено однозначно. Ведущие производители: концерн «Металл Профиль» (25-28%), компания «Металлист» и ЗАО «Электрощит-Стройиндустрия», (до 10%), доли же остальных предприятий на отечественном рынке металлочерепицы составляют не более 2%. (рис.2)Крупные зарубежные производители — Ruukki, Pelti Ja Rauta, Poimukate (Финляндия); Areco, Mera System (Швеция).

Анализ потребительского спроса

Рынок металлочерепицы по качеству продукции условно подразделяется на 3 сегмента (рис.3).Производители в один голос уверяют, что по разрешенному ГОСТами 14918-80, 14918-86 допуску толщина в 0,45 мм позволяет металлочерепице назваться 0,5-ой, но стараются не афишировать такое «похудение» металла, указывая в сопроводительной документации текстовую маркировку ОН (то есть, Общего Назначения). Формально, ничего не нарушается, но эксплуатационные свойства у 0,45 и 0,5 отличаются значительно при практически одинаковой цене. Впрочем, даже незначительной разницы в цене хватает, чтобы по оценке потребительского спроса металлочерепица с толщиной 0,45 мм стала бесспорным лидером российского рынка. (рис. 4)

Что же касается видового разнообразия, то, несмотря на широкий ассортимент (практически у каждой компании есть около 2-4 различных видов и около 20-40 оттенков цветовой гаммы), самым популярным профилем у россиян остается «Монтеррей Стандарт», на долю которого приходится 37% общего объема выпущенной металлочерепицы. Из 50 компаний, участвовавших в исследовании, его выпускают 40.

Значительная доля (7-10%) потребительского спроса приходится на профили «Монтеррей Модерн», «Монтеррей Классик», которые вместе составляют около 78% рынка. На долю «Макси Каскад» и «Каскад» приходится около 12%. Необходимо отметить возросшую популярность наиболее сложного по форме профиля премиум-класса «Испанская дюна» от завода ОЗКЛ, сейчас его доля всего 2,4%, но продолжает неуклонно расти, не смотря на высокую стоимость. (рис.5)

Многие компании предпочитают дать продукции оригинальное наименование, чтобы привлечь внимание покупателя (например, компания «Казанские профили» выпускает черепицу с поэтическим названием «Испанская сьерра»), другие напротив, маркируют лаконично: аббревиатурой и числовыми знаками (например, М 28). На самом деле, это все подвиды металлочерепицы «Монтеррей», которая представляет собой стандартный плавный профиль в форме волны – первую черепицу, пришедшую на российский рынок и ставшую наиболее удачным шаблоном для копирования.

Тенденции и прогнозы

Отечественный рынок металлочерепицы продолжает расти и развиваться. Европейские кризисные явления в металлургической области не стали основанием для существенного снижения производственных объемов. Напротив, с каждым годом рынок металлочерепицы становится все больше, за счет замены устаревших кровельных покрытий (асбестоцемент, битум). Малоэтажное, коттеджное, дачное строительство составляют основную долю потребительского рынка.

Несмотря на то, что наибольший сегмент спроса (75%) по сегодняшний день занимает металлочерепица толщиной в 0,45 мм, наблюдается возвращение утерянных позиций 0,5-ой марки. Прежде всего, об этом свидетельствует разделение ассортимента на 0,45, как марку «ОН» и 0,5-ю «стандарт». Кроме того, отмечено появление этой марки у производителей, которые отдавали предпочтение только 0,45 мм (например, «Металл Профиль») и изменение потребительского спроса в сторону качественных материалов.

Постепенно изменяются соотношения продаж декоративных покрытий в сторону премиум класса. В 2013 г ожидается увеличение продаж полиэстера до 18%, премиум покрытий – до 12%. (по сравнению с предыдущим годом 15 и 10% соответственно). Это связано не только с рекламными кампаниями дилеров, желающих иметь большую маржу, а и с желанием самих потребителей видеть на крыше собственного дома более долговечную, надежную, качественную металлочерепицу, которой не грозит выгорание от солнца или снеговые заносы.

Журнал идей