По данным 2012 года, аналитики заявляют, что сфера строительства продолжает уверенно выходить из кризиса. После вялотекущей череды незначительных подъемов и спадов в 2010-2012 гг, обусловленных сложной экономической ситуацией в странах ЕС, в 2013 г в России ожидается увеличение роста строительного рынка до 9%.
Предпосылка такой уверенности — политика действующего правительства, которое намерено вложить в ближайшие годы в строительную отрасль несколько триллионов рублей. Соответственно темпам строительства, растет и потребность в материалах, которые при достойном качестве имеют относительно невысокую стоимость. Такие тенденции сделали профнастил одним из наиболее востребованных стройматериалов в самых разных сферах строительства.
Потребительский рынок
Профнастил (профлист) используют для внешней и внутренней отделки зданий, постройки заборов, гаражей, ангаров, цехов, при возведении внутренних перекрытий, крыш.
Сочетание малого веса, жесткости, длительного срока эксплуатации, высокой износостойкости и легкости монтажа – причины популярности данного стройматериала как в большом, так и частном строительстве.
Потребительский рынок профнастила по характеру спроса можно поделить на два сегмента:
- частные лица (40%) – преимущественно используют «низкие» профлисты (8-21 мм). Основной фактор выбора – цена и экономичность. Для привлечения клиентов достаточно рекламы в массовых изданиях;
- строительные компании (60%) – используют весь диапазон профилей (8-114 мм) на различные цели. Для крупных продаж необходимо вести постоянный активный поиск корпоративных клиентов, участвовать в тендерах, привлекать рекламными акциями, гибкими системами скидок и другими продажными инструментами.
Анализ конкуренции
Представленный на нашем рынке профнастил преимущественно отечественного производства. Существенной конкуренции от зарубежных производителей не наблюдается, хотя крупные европейские корпорации (например, Rautaruukki Group, Tekla, Arcelor Construction) давно присматриваются к российскому рынку, скрупулезно изучая ситуацию. По предположениям экспертов, после вступления России в ВТО в августе 2012 г, активность западных производителей будет расти.
Определить долю использования профнастила в общем объеме металло-строительного российского рынка невозможно, поскольку в нашей стране отсутствует статистическая база по суммарному потреблению различных металлических изделий в строительстве. Но по оценке президента ассоциации производителей стальных гнутых профилей Ю.Н. Елисеева, потенциальный запас российского рынка профнастила в 12-14 раз превышает подобные показатели рынка стран ЕС.
Анализ спроса
Спрос на профнастил сезонный (с мая по октябрь). В зимние месяцы общее снижение объема продаж достигает 50%. Характерно, что на кровельные профили (35-114 мм) спрос в этот период ниже, чем на стеновые (8-21 мм), поскольку низкий профнастил используют даже в холодное время года для различных ограждений и внутренней отделке, а внешние работы «замораживаются» до тепла. Впрочем, в конце ноября и декабре рынок профнастила снова оживляется перед «зимней спячкой», благодаря заказам от государственных организаций, которым необходимо закончить до конца года запланированные бюджетом проекты.
По проведенным исследованиям спроса (данные 30 московских и 15 питерских строительных компаний) на различные виды профнастила в городах-мегаполисах, отмечены такие тенденции:
1) В Москве наибольшим спросом (18%) пользуется лист с высотой гофра 21 и 8 мм. Учитывая, что марки 21 и 20 взаимозаменяемы, то их можно объединить в единый сегмент, который составит 35% потребительского спроса. Такая популярность объясняется универсальностью: 20, 21 мм профлист используется на заборы, облицовку и кровлю. Среди несущего профлиста лидирующее положение занимают 75 и 60 мм. Но, по данным экспертов, более перспективными будут региональные продажи, так как в Москве прогнозируется снижение спроса на профлисты всех марок в связи с сокращением объемов строительства и наполненностью рынка;
2) В Санкт-Петербурге также лидирует универсальный профнастил, но 18-й марки (22% рынка), тогда как 20 и 21 мм составляют всего 10%. Причину такого несовпадения потребительского спроса в городах-мегаполисах эксперты объясняют тем, что ни в советское время, ни в 90-е года в Питере не выпускали популярные 20 мм марки профнастила.
3) По виду защитного покрытия:
- полимерное (включающее широкий спектр цветовой гаммы). Контингент потребителей: предприятия, частные покупатели, торговые, транспортные компании, для которых важно не только качество, а и внешний вид здания;
- простое цинковое. Для потребителей оцинкованного профлиста преимущественный фактор – цена стройматериала.
Цена на профнастил оцинкованный и профлист с полимерным покрытием отличается примерно на треть. Поэтому безусловный лидер продаж – оцинкованный профнастил (по данным московских и питерских компаний — 58 и 65% соответственно).
Итоги обзора:
- Российский рынок производства профнастила привлекателен для отечественного производителя, хотя возможно появление конкуренции со стороны западных компаний.
- Потребительский спрос делится на два крупных сегмента (частные лица и крупные компании). Техники продаж и характер спроса значительно разнятся.
- Спрос характеризуется сезонностью. По среднегодовым продажам лидируют низкопрофильные (8, 13 марки) и универсальные 18, 20, 21 профлисты. Среди несущих – 75, 60, 57 марки.
- Основная доля продаж – оцинкованный профнастил. Но в ближайшие несколько лет прогнозируется перераспределение рынка, увеличение объемов производства и продаж профлистов с полимерным покрытием, за счет увеличения малоэтажного строительства (киоски, торговые павильоны, садовые участки, коттеджи).