Совсем недавно российский рынок пива показывал высокие темпы прироста объемов продаж в стоимостном и натуральном выражении. Однако объемы продаж хмельного напитка в последние годы начали снижаться.
Такие изменения, охватившие рынок пива, связаны со следующими факторами:
- Падением уровня дохода населения.
- Ограничениями по продаже и распитию спиртного напитка.
- Высокими акцизами.
- Демографической ситуацией в стране.
По прогнозам ведущих маркетинговых компаний с 2013 года объем спроса на пиво будет снижаться в результате введения нормативных ограничений.
С 1 января текущего года вступила в силу поправка «О госрегулировании алкогольного рынка». В соответствии с данной поправкой торговля пивом на рынке будет приравнена к реализации других алкогольных напитков, и его нельзя будет продавать в ларьках и других объектах нестационарной торговли.
Поэтому рынок разливного пива коснутся изменения и наибольшие сегменты будут занимать только крупные игроки.
Данные законодательные акты повлияют и на рынок живого пива, поэтому начинающим предпринимателям придется преодолеть сложнейшие административные барьеры.
Осуществляя анализ рынка пива, необходимо оценить такие данные:
- экономическую ситуацию в России;
- уровень цен на пиво;
- составить баланс спроса и предложения хмельного напитка;
- потребление пива на душу населения и численность потребителей;
- импорт, экспорт пива;
- составить рейтинг ведущих предприятий, лидирующих по объему производства.
Осуществив обзор рынка пива, было установлено:
1. В 2012 году импорт пива вырос. Крупнейшими поставщиками хмельного напитка является Украина и Беларусь. В 2012 году из этих стран было импортировано в Россию 263 млн. литров хмельного напитка.
2. До 2008 года на рынке наблюдался динамичный рост объемов экспорта пива из Российской федерации, однако с 2009 года ситуация изменилась. Но на сегодняшний день наблюдается увеличение объемов экспорта хмельного напитка. Рынок пива в России свидетельствует, что наибольший объем отечественного пива экспортируется в Казахстан. Следующие страны: Киргизия, Украина, Молдова – являются также крупными импортерами российского хмельного напитка.
Маркетинговые компании, осуществив исследование рынка в 2012 году, определили основных производителей бутылочного пива:
- Ведущий поставщик пива – компания Carlsberg Group. Этот производитель в 2012 году завоевал наибольшую долю рынка.
- AB InBev – бельгийская компания.
- Heineken – Голландия.
- SABMiller – страна производитель – Великобритания.
- Другие производители бутылочного пива.
К другим маркам популярного пива можно отнести и недавно появившийся хмельной напиток под лейблом Bud. Осуществляя анализ пива из ближнего зарубежья, а именно рассматривая рынок пива Украины, стоит заметить, что наибольший объем хмельного напитка экспортирует компания «Оболонь». Компания установила уникальные отношения с Россией, ведь отечественные эксперты даже не считают пиво, ввезенное из Украины, импортным. Для того чтобы комплексно оценить ситуацию в России необходимо проанализировать мировой рынок пива.
Согласно данным австрийской компании Barth-Haаs Group ведущими производителями пива являются:
- Россия – 98,1 млн. гл.;
- Немецкие поставщики пива — 95,5 млн. гл.;
- Великобритания поставила 45,7 млн. гл.;
- Польша реализовала около 37,85 млн. гл.;
- Испания поставила 33,6 млн. гл.
Для того чтобы увеличивались объемы производства хмельного напитка, современный рынок пива должен преодолеть запрет пивной рекламы, а также на реализацию готового продукта в ларьках. Ведь такие административные барьеры могут помешать успешному функционированию индустрии.