Весь рынок бетона условно можно разделить на две составляющих:
- Товарный бетон;
- Раствор строительный.
За последние пять лет на рынке бетона можно выделить два периода:
- Рост объемов производства до 2008 года. Эта ситуация на рынке нерудных строительных материалов объясняется тем, что в стране постоянно увеличивались объемы строительства.
- Падение объемов изготовления бетона и восстановление в 2009-2011 годах. Отрицательная динамика наблюдалась из-за финансового кризиса и приостановки строительства.
В 2011 году в Российской федерации емкость рынка бетона составила 27, 5 млн. м3, а по результатам предыдущего года – 31,1 м3, в 2009 году – 26, 3 млн. м3. Как видно из графика, в 2010 году положительный прирост составил 18, 4 % или 4,8 млн. м3, а в 2011 году был отмечен спад производства на 12 % или 3,66 млн. м3.
Географическая структура производства
Центральный федеральный округ является лидером по производству товарного бетона. Объем изготовления бетона в этом округе в 2009 году составил 9 653 тыс. м³. На рисунке ниже отображена таблица распределения выпуска бетонной смеси по 15 лидирующим федеральным округам в 2005-2009 гг., тыс. м3.
Как ни странно, но в 2011 году первенство также принадлежит Центральному федеральному округу. Его доля в общем объеме рынка составляет 36 %.
Второе место занимает Северо-Западный федеральный округ (16 %), а третье – Приволжский федеральный округ (13 %).
Объемы изготовления бетона по федеральным округам составили:
- Центральный округ реализовал 9 953,2 тыс. м3;
- Северо-Западный окру поставил 4 476,4 тыс. м3;
- Приволжский округ продал 3 704 тыс. м3;
- Южный округ произвел 3 180,3 тыс. м3;
- Сибирский округ реализовал 2 888,9 тыс. м3;
- Дальневосточный округ поставил 1 601,2 тыс. м3;
- Уральский округ продал 1 161,9 тыс. м3;
- Северо-Кавказский округ реализовал 524,3 тыс. м3.
Цены на бетон
В 2009 году цены на бетон снизились на 30 %. В последнем квартале этого года розничные рыночные цены приблизились к себестоимости и достигли минимального значения. Статистика цен по годам показывает менее сильное падение.
В январе 2008 года средняя цена товарного бетона составляла 3901 рублей за 1 м3, в 2009 году – 4 442 рублей за 1 м3, в 2010 году – 3578 рублей за 1 м3.
В марте 2013 года цены на бетон на гранитном и гравийном щебне начали снижаться как в Московской области (на 25,5 рублей), так и в Москве (на 40 рублей). Но, некоторые производители начали повышать цену.
Эти изменения очень хорошо заметны на графике бетона В20:
- В начале предыдущего 2012 года цены на бетон на гравии в МО были ниже, чем в столице России.
- По окончанию 2012 года цены на бетонную смесь по МО были подвержены отрицательной динамике меньше, чем в Москве.
- В результате, начиная с марта 2013 года, средняя стоимость на бетон В20 на гравийном щебне в МО выше, чем в столице страны.
Возможности развития рынка бетона
Рынок бетона в Российской федерации является перспективным. Так как в нашей стране ожидается экстенсивный путь развития – увеличение объемов строительства для удовлетворения потребностей людей и экономики в необходимом количестве объектов коммерческой и жилой недвижимости. (в Европе же строительная деятельность идет по интенсивному пути – старые объекты заменяются на новые).
Стоит отметить, что многие производители, которые изготавливают цемент, включают в свой ассортимент товаров и бетон. Благодаря этому, им удается сократить издержки и увеличить эффективность производства. Но, несмотря на то, что объемы строительства и количество производителей в стране увеличиваются, существует ряд проблем.
Во-первых, большинство бетонных заводов устарели. Во-вторых, в России плохо организованы поставки щебня и песка. В-третьих, долговечность сооружаемых конструкций зависит от правильности выбора бетона.
Поэтому будущее за теми производителями, которые отвечают и за качество бетона, и его подбор.