За счет действия усиленной хозяйственной эксплуатации Мирового океана на каждом побережном фрагменте были образованы полноценные промышленно- и индустриально-портовые производства. В целом, под портово-промышленным комплексом понимают скопление сфер промышленности на принадлежных порту территориях, чье размещение обуславливается непосредственно его приморским размещением и вытекающей отсюда выгодой переработки промышленных и аграрных товаров, транспортируемых по морю.
Особое развитие в портовых городах получили судостроительная отрасль и судоремонт, а так же предпортовые узлы, станции сортировки, и депо, если у города есть достопримечательности или места, привлекающие внимание туристов. В Архангельске, к примеру, функционируют производства, занимающиеся переработкой сырья привезенного леса. Рыбные порта Мурманска и Владивостока славятся производством рыбной продукции и консервов. Порта крупных городов вроде Новороссийска строят нефтехим предприятия, занимаясь переработкой прибывшей нефти в бензин, и отправляя далее. В совокупности отмечается преобладание в портовых городах обрабатывающих производств и транспортных предприятий.
С целью обеспечения города создают инфраструктуру, и при наличии транспортной связи пристраивают еще какую-либо промышленность, не имеющую связи с деятельностью порта, что превращает города в культурные и индустриальными центры страны.
За счет чего создаются комплексы?
Образование происходит в момент усиления «сдвига к морю» части сфер промышленности. Подобное объясняется сильной взаимозависимостью соц-экономических факторов, к коим относят:
— развитие пром.производства совместно с его структурными изменениями, спровоцированными гонкой за прибыльностью;
— интернациональное разделение труда с вытекающей отсюда зависимостью некоторых развитых стран от импорта топлива или сырья. Нехватка данных ресурсов обусловлена жесткими ограничениями либо абсолютным неимением в недрах земли полезных ископаемых. В отдельных случаях роль играет падение экономической продуктивности эксплуатации местного сырья по причине невысокого качества. К примеру, руда из Франции отличается незначительным содержанием железа, а потому проигрывает высококлассным рудам из других стран. Развитая с экономической точки зрения, но обедненная сырьём Япония жестко нуждается в получении природных ресурсов со стороны. Именно поэтому ввоз топливо- и минеральных ресурсов в развитые государства за два десятка лет возрос в три раза, а в ситуации с Японией, доставка черного золота и вовсе увеличилась в семь раз. Сегодня подавляющая часть нужд государств Запада, связанная с топливом, хим.продуктами, лесоматериалами,
рудами черных и цвет.металлов, полностью удовлетворена импортом.
— встряхивание деятельности морских ТС и их тех.модернизация, объясняющаяся важностью обеспечения масштабных транспортировок. В ходе этого возникли быстроходные пассажирские, крупнотоннажные и сухогрузные суда, чье эксплуатирование привело к падению тарифов на морские транспортировки. Получается, что важность сырьевым снабжением через флот дополнена повышенным доходом его доставки водными путями. Наряду с этим габариты транспорта, а так же их умение зайти в акваторию порта стали важнейшими показателями в плане выбора конкретного порта с целью становления в нем или на прилегающих участках промышленности. Помимо этого, немаловажное значение играет усиление роли интернациональных компаний в экономике разных государств. В сумме это сделало портовые города удобными для размещения обрабатывающих производств, чьи товары в дальнейшем экспортируются.