Наряду с крупными хлебозаводами, которые специализируются на изготовлении дешевых сортов хлеба массового потребления (около 70% всего сегмента), на рынке востребованы небольшие частные пекарни. Их основные направления деятельности (около 30% сегмента) — это производство хлеба и хлебобулочных изделий национальных сортов, класса «премиум», диетической продукции.
Однако рынок этот достаточно плотно насыщен, конкуренция велика, поэтому продвижение нового предприятия подобного типа — задача не из простых. Чтобы организовать успешное дело, необходимо детально проанализировать особенности бизнеса и сделать ставку на открытые наиболее востребованного направления.
Насколько выгодно открытие пекарни? О рентабельности
Как показывает практика, наибольшую прибыль (50%) приносит производство булочек и других подобных кондитерских изделий, пользующиеся повышенным спросом, а также элитной продукции, на которую делаются большие наценки. Они окупается в среднем в течение полугода.
Производство пшеничного хлеба, как и производство ржаного хлеба рентабельно в среднем на 10-20% и окупается в течение 2 — 3 лет. Реализация х/б изделий в среднем — 3 руб. с единицы продукции (а это — от 2 тыс. до 15 тыс. руб. сутки (от 120 тыс. до 450 тыс. руб. в месяц) в зависимости от производственной мощности.
Однако эти цифры весьма приблизительны. Среднюю доходность пекарен вывести довольно сложно, так как предприятия сильно разнятся — и по площади, и по уровню оснащенности, и по используемому сырью, и по видам изготавливаемой продукции, и т.п.
Мини-пекарня: виды, применяемое оборудование, технологический процесс
Пекарни различают в зависимости от того, какие способы производство хлеба в них применяются.
Бывают предприятия:
1. С неполным производственным циклом: тесто закупается у поставщиков в виде полуфабрикатов в замороженном виде, а затем осуществляется технологическое производство хлеба: формовка и выпечка.
Процесс приготовления простой:
- замороженный полуфабрикат помещают в расстоечный шкаф минут на 40, там он оттаивает до комнатной температуры;
- затем продукция кладется в печь, минут через 15 — 20 выпечка готова.
Такой способ производства подходит для открытия мини-кафе. Он наименее затратный и при организации предприятия в проходном месте дело способно приносить средний стабильный доход. Небольшая пекарня-кафе в 10 м2 может производить и сбывать до 500 кг продукции и приносить 2 – 3 тыс. руб. чистой прибыли в сутки.
Понадобится следующее производственное оборудование (примерно на 50 — 100 тыс. руб.):
- расстоечный шкаф;
- холодильная витрина;
- морозильная ларь;
- конвекционная печь.
Примыкающая площадь для размещения посетителей в среднем составит 10 — 15 м2.
2. С полным производственным циклом, который включает в себя следующие стадии: производство текста, формовка хлеба и осуществление его выпечки. Используется аппаратурная схема производства хлеба: задействованы различные механизмы.
На этой базе обычно организуют:
— просто пекарни, в которых изготавливается хлеб (не предполагают наличие прилегающих кафе, магазинов и т.п.) Этот вариант бизнеса может быть размещен в удаленном месте (часто предприниматели организовывают его в районах области, экономя на аренде).
В соответствии с требованиями СЭС площадь такого предприятия не может быть менее 60 м2. Для производства 350 кг хлеба (для 60 м2) понадобится оборудование для пекарни не менее чем на 200 тыс. руб., а, например, для изготовления 2.500 кг (для 150 м2) – не менее чем 1 млн. руб.
Производственная линия включает:
- печи;
- тестосмесительная машина;
- расстоечный шкаф;
- стол для нарезки теста;
- тестораскатыватель;
- тележка для выпечки;
- мукопросеиватель.
— пекарни-магазины (производство и торговая точка совмещены). Этот вариант предприятия должен организовываться в проходном месте и производить продукцию, востребованную населением микрорайона. Как правило, арендная плата в центральных точках населенных пунктов очень высокая. Бизнес сможет окупиться и приносить прибыль только при хорошо налаженной системе сбыта, наличии оптовых покупателей.
Организация этого вида мини-пекарни предполагает наличие торгового оборудования (около 150 тыс. руб.):
- витрины;
- кассового аппарата;
- шкафов для хранения продукции.
Сырье для мини-пекарни
Сырье для пекарни
Выпечка — скоропортящаяся продукция, долго она не хранится. Покупать сырье нужно непосредственно перед запуском пекарни.
Основа всех изделий — это мука. Причем для сдобных булочек подойдет исключительно высший сорт. Оптовая цена муки — в районе 10 руб. за кг. При расчете ее количества необходимо учитывать, что вес готового изделия будет на 30% больше сырья за счет других ингредиентов, подмешиваемых в тесто.
Помимо муки понадобятся прессованные дрожжи, ванилин, растительное масло, сахар, соль, разрыхлитель теста, пищевые добавки, стабилизаторы, загустители и т. д. По ГОСТу на тонну белого хлеба приходится 740 кг муки, 7,4 кг дрожжей прессованных, 1,2 кг масла растительного, 9,6 кг соли. Итоговый расход сырья зависит от рецептуры, составляемой технологом.
Планировка помещения
Бизнес мини пекарня будет эффективно работать только в том случае, если его получится грамотно организовать.
Для этого важно продумать структуру предприятия, предусмотреть:
- производственный цех;
- упаковочный цех;
- склад суточного сырьевого запаса;
- цех хранения готовой продукции;
- вспомогательные помещения.
Также нужно организовать отдельное помещение, в котором будут храниться отходы. При этом должны быть соблюдены все нормативы СЭС.
Персонал
За подбором персонала лучше всего обратиться в рекрутинговое агентство. Самостоятельно найти и обучить людей крайне проблематично.
Вам будут нужны:
- технолог, разрабатывающий рецептуру;
- пекари, занимающиеся приготовлением продукции (минимум 2 человека в смену);
- уборщица;
- кассиры.
Основные этапы оформления документов
- Сначала бизнес нужно зарегистрировать в налоговой, выбрав организационно-правовую форму — ООО или ИП.
- Выбрать коды ОКВЭД. Для пекарни с неполным. производственным циклом (мини-кафе) подойдет код 55.30 «Деятельность ресторанов и кафе», позволяющий применять ЕНВД, УСН, а с 2013 г. — патентную форму налогообложения. Для всех остальных производств применим код 15.8 «Производство проч. пищевых продуктов». Здесь оптимальным вариантом налогообложения станет УСН (6%).
- Пройти регистрацию в ПФ и других внебюджетных фондах.
- Купить кассовый аппарат, зарегистрировав его в налоговой.
- Необходимо составить технологический проект пекарни, заказав его в проектном бюро. Если помещение новое и коммуникации не проведены, то нужны дополнительные проекты: архитектурный, водо- и электроснабжения, канализации. Все они должны быть согласованы в Госпожнадзоре, ТУ Роспотребнадзора, Госэкспертизе, Архитектурно-планировочном управлении. После согласования все документы должны быть утверждены в Департаменте потребительского рынка и услуг. После завершения строительно-монтажных работ объект сдается в эксплуатацию. Принимает его комиссия из представителей гос. организаций, перечисленных выше.
- Получить заключение Роспотребнадзора на производство.
- Получить заключение Роспотребнадзора на продукцию (оформляется на основе результатов экспертизы).
- Получить сертификат соответствия в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
- Получить санитарный паспорт объекта
- Заключить договора на обслуживание объекта (на дезобработку помещений, вывоз мусора, и т.п.)
- Оформить заключение в Госпожнадзоре о соответствии помещения требованиям пожарной безопасности.
- Позаботиться о том, чтобы на каждого сотрудника была оформлена медицинская книжка.
В среднем на оформление документов уйдет порядка 60 т. р.
Калькуляция затрат на производство хлеба
В качестве примера перечислим стартовые вложения, необходимые для открытия небольшой пекарни на 150 м2, расположенной на окраине Москвы. Подобный учет затрат предстоит делать самостоятельно либо заказывать у специалистов. Пекарня, бизнес план которой составлен максимально грамотно, имеет больше шансов быть конкурентоспособной и прибыльной.
Основные статьи расходов:
- аренда помещения – 75 тыс. руб. в месяц;
- стоимость оборудования – 1,5 млн. руб;
- ремонт помещения – 150 тыс. руб;
- приобретение мебели – 30 тыс. руб.
- затраты на регистрацию фирмы – 60 тыс. руб;
- составление бизнес-плана и проекта пекарни – 60 тыс. руб.
- коммунальные услуги – 15 тыс. руб;
- заработная плата – 50 тыс. руб.
Итого: 1 млн 940 тыс. руб.
Как видим, открытие пекарни под ключ – дело довольно затратное, требует немалых вложений. Эффективность ее работы во многом будет зависеть от таланта организатора.