Современный рынок клеев представляется очень перспективным, ведь в домашнем хозяйстве, промышленном производстве, при осуществлении ремонтных работ вместо крепежных изделий все чаще используют клеящие вещества. Перспективность рынка также объясняется особенностями современного клея: улучшаются его функциональные качества, повышается надежность склеивания, устойчивость к внешним воздействиям.
Согласно результатам исследований компании «Эй Ти Консалтинг» были установлены ведущие производители клеев: «Экохимтрейд-групп», компании «АСД», «Старатели», UNIS, ООО «Текс», ЗАО «Глимс Продакшн», «Крепс», ООО НПП «Экспоприбор», ПК Химический завод «Луч». Распределение долей рынка клея среди российских производителей отображено на диаграмме ниже.
Лидирующие производители клеев – импортные компании, которые поставляют на рынок конкурентоспособную продукцию. Импортный клей превосходит отечественный товар по качественным характеристикам и ценовым показателям.
В соответствии с результатами компании Discovery Research Group объем современного рынка промышленных клеев в России составляет 50 млн. долларов США. Среди них 70 % составляют клея на синтетической основе. Лидирующей компанией на мировом и российском рынке клеев является производитель Henkel.
По данным Росстата, в январе 2012 года выпуск ЛКП (лакокрасочной продукции) на основе полимеров увеличился на 5,1 %. Положительная динамика объясняется динамическим развитием деревообрабатывающей, мебельной промышленности. Эти сферы промышленности и другие отрасли переработки готовы потреблять клей в больших объемах. На сегодняшний день спрос на клей в Российской федерации превышает предложение, отечественные компании пока не могут удовлетворить запросы рынка. В результате этого на рынке клеев лидируют импортные компании.
По данным ведущих экспертов, доля импортной продукции составляет 70 %, а отечественных клеев – 30 %.
Огромным спросом на отечественном рынке пользуется этикеточный клей. Он используется для этикетирования ПЭТ упаковки, стекольной тары. В соответствии с данными экспертов было установлено, что наибольшая доля этикеточного клея, потребляемого российскими предприятиями, используется в пищевой отрасли. На рисунке ниже отображено потребление этикеточного клея по отраслям.
В пищевой промышленности более половины клея применяется для этикетирования алкогольной продукции. На российском рынке этикеточного клея присутствуют более 30 производителей. Наибольшие объемы производства этого вида клея принадлежат импортной компании «Хенкель».
Особенности рынка клея диктуют начинающим производственникам стратегию поведения: расширение ассортимента клеев, улучшение их свойств и пересмотр ценовой политики. Для решения ряда задач необходимо преодолеть барьеры и проблемы отечественной отрасли клея.
На международной конференции «Клеи и адгезивы», которая произошла в Москве в прошлом году, докладчики определили, что индустрия клеев – малоизвестный вид бизнеса. И, следовательно, у начинающих предпринимателей может возникнуть проблема – с поддержкой отрасли на государственном уровне. В России также отсутствует единый центр индустрии, на базе которого бы создавались единые стандарты, осуществлялась сертификация, защищались интересы отечественной отрасли.
Поэтому отечественные предприятия, изготавливающие клей, должны осуществить техническое перевооружение производственной базы, оптимизировать нормативно-техническую документацию и расширить ассортимент продукции. Эти изменения позволят увеличить объем производства клея и повысят степень ее конкурентоспособности.